Ката — это технические комплексы с последовательностью движений и ударов, связанные основными принципами ведения боя с воображаемым соперником.
Выполняя ката можно познакомиться с особенностями самого стиля Кёкусинкай. В ката можно увидеть не только технику и тактику ведения боя, но и увидеть боевой дух, который присутствует в Кёкусинкай карате. В каждой ката заложен особый смысл и значение.
Слово «Ката» означает в переводе с японского обозначает – форма, режущая землю.
В разных организациях и федерациях немного видоизменяют первоначальные элементы некоторых ката, разработанных основателем Масутацу Оямой, поэтому они могут отличаться.
Одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности выполнения кихон, идоо и ката является высказывание, которое. Ояма процитировал в книге «Это карате» —
Тренировка только номинальных упражнений, однако, также не достаточна для полноценного развития. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног, кистей рук сильными и живыми. Каждый должен научится менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя.
Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нём нет глубины, которую по — настоящему даёт систематическая практика кихон и ката. Не зависимо от того, сколько номинальных упражнений человек может знать, если он недостаточно их натренировал, они будут бесполезными.
Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения карате: системы Годзю-рю Чоюна Мияги (1888-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958).
Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.
Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.
В ранние годы. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин — рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.
В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:
Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.
Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.
Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.
Занимаясь развитием карате в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумите дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ карате. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как «Пинан» из-за их соответствия цели. Ката «Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.
Одним из видов тренировки в Кёкусинкай является кихон – отработка правильного исполнения техник, воспитание будоки, его духа и мироощущения, дословный перевод с японского: «тренировка без партнёра». С кихона начинается изучение карате. К нему возвращаются снова и снова в процессе становления бойца.
Посредством кихон техника изучается сначала на месте, затем с различными видами перемещений, в различных стойках и комбинациях, по различным направлениям и траекториям движения. В кихон ученик постоянно находится под психическим воздействием всей группы, поэтому полезнее становиться ближе к центру группы. Методом кихон изучается техника всех уровней. После того, как инструктор продемонстрировал технику и дал соответствующие разъяснения, ученики выполняют ее либо по командам инструктора, либо самостоятельно. Когда ученики доходят до конца Додзё, они либо выполняют технику с отступлением (уширони), либо разворачиваются на 180° (мавате) и, перемещаясь в противоположном направлении, выполняют заданную технику. Одни и те же движения повторяются десятки, а иногда и сотни раз.
Такой вид обучения с одной стороны позволяет ученикам полностью сконцентрироваться на отдельном выполняемом движении и быстрее прогрессировать, с другой — методично исправлять ошибки. До модернизации системы обучения Гитином Фунакоши основным методом изучения карате являлись ката. Начинающему было достаточно трудно сконцентрироваться на выполнении каждой отдельной техники ката, поскольку он был вовлечен в выполнение относительно длинной и сложной последовательности технических действий, что затрудняло и тормозило процесс обучения. Кихон может показаться скучным и утомительным тому, кто хочет получить результат немедленно, но именно в кихон воспитывается специальная выносливость, необходимые физические и волевые качества ученика. Основа техники карате должна быть прочной. Гитин Фунакоши незадолго до смерти сказал: «Только теперь я начал ощущать свой дзуки». Этот исторический факт приведен здесь для того, чтобы было понятно, почему терпение и усердие являются основными качествами каратека.